Педагогическая деятельность поэтапно

МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»

на тему:

«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Подготовила : учительница географии-

Магомедова Джамиля Мухтаровна.

с.Чиркей,2013г.

Ученик  - это не сосуд, который нужно

наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить и работать творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

1) выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

2) использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

3) развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Направления работы:

-диагностика – изучение личности учащихся;

-работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии;

-внеклассная работа.

      -участие в различных предметных конкурсах во внеурочное время.

Методы работы:

-анкетирование, опрос;

-собеседование;

-тестирование;

-анализ литературных источников;

-творческие работы;

-метод проектов;

-метод прогнозирования;

-метод исследования проблемы;

Формы работы:

-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

-ведение элективных курсов;

-кружковая работа;

-свободное самообразование;

-участие в предметных декадах;

-участие в научно-практических конференциях и проектных неделях;

-участие в олимпиадах.

Ресурсное обеспечение программы:

-наличие учебной аудитории;

-библиотечный фонд – наличие литературы по вопросам географии;

-ресурсы Интернет.

Критерии эффективности:

1) Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

2) Отсутствие неуспевающих по предмету.

3) Увеличение количества учащихся, выбирающих географию как экзамен с успешной сдачей его.

Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках             географии.

Задания на развитие логического мышления.

Содержание программы:

1.Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности.

2.Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности, задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; пространственная логика; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;

задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (элективные курсы, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.

       В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе        уже 13 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного  материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос, я выбрала проблему, над которой работаю уже 2 год : «Индивидуальная траектория развития личности на уроках географии и во внеурочное время». 

Работая над данной проблемой, мною были поставлены следующие задачи:

      -выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

      - организовать работу одаренных учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях и                   создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры обучающихся;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

Работу на уроке осуществляю с применением своей методики, используя раздаточный материал на каждого ученика по каждой теме. Ученик вправе выбрать форму изучения материала используя тетрадь «Учись - учиться».  В данной тетради описаны все формы работы на уроке: это и работа  под названием «И один в поле воин», где ученик может работать по составлению вопросов, составлению тестов  и много других форм индивидуальной работы по изучению нового материал, используя учебник. Есть и работа в парах, а также описаны формы групповой работы. Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой, интеллектуальной работе и вовлечь их во внеклассные мероприятия.

Внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы и работа над проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.

Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут

Объясняю новый материал.

Провожу закрепление новой информации.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

Напишите, что вы узнали нового на уроке.

Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

Выполните задание по образцу.

Выполните здание в измененной ситуации.

      Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим     материалом, с реальной жизнью, с другими  учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок  мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. На своих уроках я стараюсь  создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

В седьмом и восьмом классах  привлекаю их к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю изучению родного края. Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями  готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются           итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие     проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

В современной педагогике  и  образовательной  практике  обучение одарённых детей чаще всего  рассматривается  как  глобальная  педагогическая задача.  В  соответствии  с  философией  этого  подхода  гений,  талант   не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они  достояние планеты. Поэтому все  одарённые  дети  должны  находить  поддержку  в  сфере образования, где бы они ни родились и ни жили. Работа с одарёнными и талантливыми детьми – важная задача, для выполнения которой не следует жалеть ни сил, ни времени, так как речь идёт о будущей интеллектуальной России и мы в ответе за это будущее.

Центральное место в педагогическом процессе занимает учитель. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня сформированности культуры зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей. Особенно это важно для одаренных детей, отличающихся ярко выраженной познавательной направленностью. В связи с этим проблема стимулирования   мотивации самосовершенствования  культуры учителя является актуальной, так как одним из компонентов профессионального мастерства является уровень сформированности культуры учителя. От уровня сформированности культуры учителя зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.  Поэтому я старюсь  идти в ногу со временем, успешно освоила компьютер, широко использую на своих уроках слайды и уроки-презентации. Сетевое взаимодействие помогает в работе,  я постоянно учусь и участвую в различных профессиональных конкурсах. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

                                                 

Использованная литература :

  1.Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев – М., Просвещение, 1988

2.Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними. Научно – практический журнал «Одаренный ребенок» №1 2011

3.Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки.- М.1990

4.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы.// Одаренный ребенок. - №4 2004


Источник: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/12/03/doklad-na-temu-organizatsiya-raboty-s-odarennymi-detmi-na



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методика организации театральной деятельности в дошкольном Вяжем шарфы мастер класс

Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно Педагогическая деятельность поэтапно

Похожие новости