Последовательность предложений связанных

Задание: Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (последним, на месте пропуска) в этом тексте? Какое из Приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в (указан Номер) предложении и т. п.?

Аналитический отчёт ФИПИ: «Задания А6 ориентированы чна проверку умения анализировать смысловую структуру научного, делового или публицистического текстов небольшого объёма как речевых высказываний, в которых раскрывается содержание той или иной темы, подтемы или комбинации подтем. При выполнении задания А6 экзаменуемый выбирал одно из четырёх предложений, которое должно стоять на первом месте в предложенном тексте, в задании А7 — один из четырёх вариантов слова, соединяющего одно предложение с другим. Для того чтобы правильно выполнить эти задания, важно понять структуру текста, его содержание и форму. Наибольшие трудности вызвали задания к микротекстам, где логические связи выражены эксплицитно, связь между предложениями цепная, осуществляемая при помощи личных местоимений, лексических повторов».

Выполняя это задание, необходимо знать:

Самые распространенные Средства связи предложений

Примеры

1. Личные местоимения

Мировой океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек ш все время индустриального развития За последние двадцать тысяч лет он дважды «выдыхал» массу углекислоты.

Задания А6, А7 являются частью шести тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста и объединены общим заголовком: «Прочитайте текст и выполните задания А6 — А11».

Самые распространенные Средства связи предложений

Примеры

2. Указательные местоимения

Фактически все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К Такому Выводу пришли учёные под руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере.

3. Притяжательные местоИмения

Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их Исследования привлекают внимание учёных всего мира.

4. Эллипсис, Т. е. пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста

Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему мируТеорию о том, что Мировой океан «дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово Доказали, Которое можно при желании восстановить).

5. Вводные слова

Во-первых, Наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, Нашёл подтверждение тезис о том, что водаЖивая субстанция-

6. Союзы

Учёных поразил этот факт. Читатели Тоже Впервые задумались над поразительной способностью воды «дышать», подобно человеку.

7. Синонимы (в том числе контекстные)

Учёные Пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи Рассмотрели несколько вариантов различных гипотез.

8. Антонимы (в том числе контекстные)

Известно, что Кислород Дарит Жизнь, А Углекислота Смерть.

9. Наречия времени

Учёные решили провести несколько экспериментов. Сначала Поместили воду в сосуд, Потом Подогрели её.

10. Однокоренные слова

При кипении Вода Выделяет пар. Водяные Капельки оседают на стенках сосуда.

11. Частицы (чаще всего Именно, только, лишь)

«Дыхание» Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно Эта проблема требует исследования и решения.

12. Повторы:

— лексические;

— грамматические;

— синтаксические.

Кто из нас не любовался восходом солнца, летНим разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

Самые распространенные средства связи предложений

Примеры

Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово Кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица Не), И в повторе прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного времени {любоВался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это синтаксический повтор.

Между предложениями могут быть использованы сразу несколько видов связи: союз и личное или указательное местоимение, частица и лексический повтор и т. п.

Необходимо также понимать смысловые отношения между предложениями:

Смысловые отношения Между предложениями

Примеры рассуждений

Причинные, следственные, уступительные

(1)Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого следовало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт.

Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугала, Потому что Несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии Следовало Обуздать, Поэтому «много было сделано различных изобретений»; Это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сделано различных изобретений».

Рассмотрим эти задания на примерах.

(1)... (2)Поэтому смерч имеет диаметр от нескольких метров до по

лутора километров. (З)Воздух в нём вращается с огромной скоростью,

измерить максимальную скорость потока воздуха ещё ни разу не уда

валось: приборы не выдерживают натиска стихии. (4)..., в отдельных

случаях скорость вихря достигает 300-400 километров в час. (5)При

таких колоссальных скоростях вращения возникают огромные центробежные силы, которые создают внутри вихря сильное разрежение.

(б)Именно поэтому смерч, подобно насосу, втягивает в себя песок,

Почву, воду, различные предметы.____________________________

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Путь смерча бывает прерывистым: это случается тогда, когда «хобот» вихря отрывается от земли, чтобы обрушиться на неё с новой силой.

2) При прохождении смерча над строениями они из-за разницы давления как бы взрываются изнутри.

3) Ширина полосы разрушения может достигать нескольких километров, а длина — десятков и сотен километров.

4) Русское слово «смерч» происходит от слова «сумрак», поскольку смерчи появляются из чёрных грозовых облаков, застилающих небо.

Алгоритм размышления таков:

1) Какое из приведенных суждений является основным, задающим тему всему тексту? Сразу убираем третий вариант: он не содержит ключевого слова «смерч», которое стало предметом суждения автора.

2) Какие смысловые (логические) отношения есть между данными предложениями? Варианты 1 и 2, казалось бы, имеют средства связи —повторы слова «смерч». Однако нет смысловой связи между предложениями вариантов 1 и 2 и последующими: нарушается логика рассуждения — сначала повествуется о действиях смерча, а затем описывается само это явление; следственных отношений, на которые указывает слово Поэтому, Между ними нет. Поэтому остаётся только один вариант — 4). Он и есть правильный: Русское слово «смерч» происходит от слова «сумрак», поскольку смерчи появляются из чёрных грозовых облаков, застилающих небо.

Это предложение связано с последующим не только лексическим повтором («смерч»), но и прямыми следственными отношениями.


Источник: http://www.testsoch.com/posledovatelnost-predlozhenij-v-tekste-sredstva-svyazi-predlozhenij-v-tekste/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Текст. Развитие речи - Материалы для подготовки к вступительным Белка из шерсти валяние из шерсти

Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных Последовательность предложений связанных