Технология роспись жостовская роспись

предыдущая главасодержаниеследующая глава

Вы, наверное, замечали, что в России часто пьют чай. Это традиционный, любимый напиток русского народа. Его приятно пить из самовара, кипящего прямо на столе. Пить чай принято из ярких расписных чашек, с вареньем, с баранками или бубликами, а можно и с пирогами. Самовар обычно ставят на поднос, чтобы вода случайно не попала на стол, покрытый скатертью. Обратите внимание на этот поднос: он чёрный, в середине его нарисован букет ярких, нарядных цветов, а по краю подноса идёт тонкий, почти незаметный золотой орнамент. Это знаменитый жостовский поднос.

История жостовского промысла насчитывает уже более 150 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие крепостные крестьяне, которые откупились на волю (bought themselves out of serfdom)) основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие близлежащие деревни: Осташково, село Троицкое, Сорокино, Хлебниково, но только Жостово сохранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

В 1929 году артели, возникшие из частных мастерских, объединились в одну артель в деревне Жостово. Шли годы, росло производство, совершенствовалось мастерство художников и отделочников. Давно уже популярность жостовских подносов перешла границы Московской области, народ полюбил их радостное цветение. В 60-е годы бывшая артель получила название "Фабрика декоративной росписи". Много изменилось с тех пор в деревне Жостово, но и сейчас здесь по двум сторонам длинной улицы стоят 150 домов с садами и огородами, в которых живут мастера знаменитого промысла. Отсюда, из Жостова, увозят яркие подносы в самые далёкие города и сёла Советского Союза и за границу. Их можно встретить в Лондоне и в Париже, Монреале и Сиднее, в Токио и в Буэнос-Айресе.

()

Жостовский букет
Жостовский букет

Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления.

Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, "под слоновую (ivory) кость", разные оттенки красного и "золотые".

Их украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение, возникающее под кистью талантливых жостовских художников, превращает простую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бесконечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жостовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на буфет (sideboard). И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное пано, как картину. Один из исследователей народного искусства сказал: "Обаяние искусства Жостова - в искренности, в непосредственности содержания и вырозительности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его восприятия не нужно ни специальных знаний, ни подготовки".

Поднос 'Фиалки'. Е.Лапшин
Поднос 'Фиалки'. Е.Лапшин

Жостовские мастера создали свою художественную систему, свой самобытный стиль. В основе этого стиля лежат два источника: это изучение орнаментов русских народных росписей, украшавших бытовые предметы, и освоение народными мастерами реалистической живописи натюрморта XIX века. Именно здесь художники Жостова находили неисчерпаемое многообразие тем и композиций для своих произведений, познавали законы колорита и технику живописи маслом. Серьёзное знакомство с народным искусством и классической живописью усовершенствовало и обогатило творчество художников Жостова, но не помешало им сохранить свою самобытность и самостоятельность.

Художественные лаки
Художественные лаки

Современный жостовский поднос штампуется (is cast in a mould) из металла, и дальше технология его обработки такая же, как у федоскинских лаковых коробочек из папьё-машё.

Сначала поднос покрывают чёрным грунтом (primer) и просушивают при температуре 60-140 градусов. Затем его трижды покрывают чёрным лаком, тщательно просушивая каждый новый слой, потом шлифуют (polish). Только после этого поднос попадает в руки художника.

Расписывая подносы, художники применяют целый ряд традиционных приёмов, которые проверены вековым опытом; их выполняют в строгой последовательности, один за другим.

Жостовцы, как и федоскинцы, пишут только масляными красками, при этом они пользуются набором мягких беличьих кистей (squirrel-hair brushes).

Обычно мастер делает только приблизительную композиционную разметку (layout) будущей росписи. Далее он пишет свой букет цветов без предварительного рисунка и никогда в точности не повторяет предложенный ему образец. Он каждый раз импровизирует, сочиняет прямо на подносе. Поэтому каждое изделие, созданное жостовцами, в определённом смысле уникально.

Во время работы мастер держит поднос на колене и вращает его. Он как бы ищет равновесие между изображением букета, формой и размерами самого подноса. Жостовские мастера пишут очень быстро, энергично и точно.

Когда художник закончит свою работу, поднос покрывают бесцветным лаком и полируют до зеркального блеска. Теперь изделие готово.

Жостовские подносы имеют самые разнообразные формы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоугольные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Цветы, которые изображены на подносах, обычно собраны в букеты, гирлянды (garlands), венки или другие цветочные композиции.

Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, когда цветы располагаются близко друг от друга, или разреженными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно - это уж дело вкуса мастера. В центре жостовского букета - один-два крупных цветка, вокруг которых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно.

Изображение цветов у жостовцев в основе своей реалистическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт контраста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован букет.

Изображая цветы, жостовцы находят убедительное правдоподобие, совмещают подлинное с вымышленным, что так типично для любого народного искусства. Они создают картину жизнерадостного, торжественного цветения.

В каждой детали цветка и листика они подчёркивают его особую декоративность, особую красочность, хотя сами используют в работе довольно ограниченную (limited) гамму цветов и оттенков, а их живописные приёмы и формы изображения строго традиционны.

Несмотря на то что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого мастера глубоко индивидуально, у каждого из них свой художественный почерк, свой излюбленные темы и композиции, свой любимый цветок.

Поднос 'Виноград и птицы'. А. Мажаев
Поднос 'Виноград и птицы'. А. Мажаев

В наши дни искусство декоративной росписи в Жостове продолжает успешно развиваться. Молодые художники не только используют в своей работе богатый опыт мастеров старшего поколения, но и ведут плодотворный поиск новых тем и новых композиционных решений, находят новые приёмы письма. Их натюрморты на подносах обогащаются новыми мотивами.

Современные жостовские мастера с успехом продолжают работать не только используя чёрный фон, но и в более сложном колорите - на светлых или ярких фонах (кремовом (cream-coloured), красном, зелёном, "золотом"), они применяют и роспись по поталям (по тонким листочкам золотистой фольги (golden alluminium foil), которые наклеивают на поднос). Это создаёт эффект своеобразного свечения.

Композиции, которые создают жостовцы, проникнуты чувством глубокой любви к родной природе и радостью встречи с ней. Отточенная техника росписи помогает им делать свой произведения оригинальными и красочными.

Сегодня на фабрике жостовской декоративной росписи трудятся несколько десятков художников. Среди них немало таких, кто удостоен почётных званий и дипломов. В 1975 году, когда жостовскому промыслу исполнилось 150 лет, фабрика была награждена орденом "Знак Почёта".

Жостовские расписные подносы не единственные в России. В последние годы возрождается искусство росписи подносов на Урале, в Нижнем Тагиле. О секретах старых уральских мастеров вы можете прочитать в рассказе "Хрустальный лак".


1. Где находится Жостово?

2. С какими знакомыми вам промыслами оно соседствует?

3. Когда и как возник жостовский промысел?

4. Какие росписи украшают жостовские подносы?

5. Как готовят подносы к росписи и как их расписывают?

6. Что характерно для творческой манеры жостовцев? Какие художественные традиции типичны для этого промысла?

7. Как и где обучаются будущие мастера Жостова?

8. Рассмотрите иллюстрации и опишите понравившееся вам изделие.

9. Существует ли у вас на родине искусство декоративной росписи изделий из металла?

Сила мастерства жостовского мастера А.П. Гогина

Известный русский сказочник Бажов говорил в одной из своих сказок: "Дело по видимости (at first sight) простое. Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та... картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймёшь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом её не берёт ... Сила мастерства (profound skill), значит, в этом лаке и состояла".

Силой мастерства славились (were famed (for)) и славятся многие мастера Жостова. Андрей Павлович Гогин один из таких замечательных мастеров.

Вся жизнь Гогина прошла в Жостове. Здесь он родился в 1893 году, здесь писали подносы его дед и отец, здесь он в 12 лет стал учеником знаменитого мастера, а в 15 лет начал работать на фабрике росписи подносов.

Поднос 'Цветы'. А. Гогин
Поднос 'Цветы'. А. Гогин

В 1929 году по инициативе Гогина несколько жостовских артелей объединились в одну. В этой артели, которая в 60-е годы стала фабрикой, и проработал всю свою жизнь Андрей Павлович Гогин. За свой подносы, представленные на международных выставках в Париже, Нью-Йорке и во многих других городах, Гогин неизменно получал награды.

В Жостове подносы пишут по принципу свободной импровизации, у каждого мастера своя манера письма, а ведущий сюжет у всех один - цветы, хотя некоторые пишут пейзажи, птиц.

Цветы неизменно живут на подносах Жостова: тонкими, красочными переливами выступают они из темноты фонов, радуют и удивляют волшебным чудом сочетания красок. Как не вспомнить, глядя на эти подносы, русские платки в толпе во время массовых гуляний (festivals)!

Жостовская роспись берёт начало от русской народной кистевой живописи - импровизации, но "у каждого мастера был свой выработанный стиль (one's personal style)", говорит А.П. Гогин. Как-то в 30-е годы художники-профессионалы (среди них был известный художник П.Кончаловский) решили сделать композиции на холстах, которые мастера перенесли бы на подносы. И тогда стало ясно, что то, что можно сделать в картине, - нельзя на подносе, и наоборот. На подносе надо создавать живопись, неотделимую от вещи. Жостовские букеты - не стилизация и не рисунок с натуры, это образы природы, которые прошли через художественное сознание многих поколений художников. Здесь нет эталонов. Жостовские художники могут развивать свой индивидуальности и традиции своей школы. Гбгин пишет, как пишут в Жостове, но только он один пишет так...

Например, его поднос "Цветы" (1943 г.), на котором в центре из глубины выступают (stand out) две крупные розы, красный цветок мака (poppy) и тюльпан (tulip), а потом идут мелкие цветы, по краям расположены бутоны (bud). Яркие красные, розовые, жёлтые цветы в центре композиции, они как бы освещены и выступают из фона, а цветы по краям затемнены и как бы сливаются с ним.

Современные подносы из Нижнего Тагила
Современные подносы из Нижнего Тагила

Но Гбгин не только прекрасный мастер. Будучи художественным руководителем промысла, он вырастил много прекрасных художников. Вот как рассказывает о нём один из его учеников: "Перед ним проходили многие сотни подносов, но ни один изъян (defect) не укрывался от его глаза. Его замечания были всегда точны и верны. И ему всегда верили, с ним всегда соглашались". К А.П.Гогину в полной мере применима характеристика, данная мастерам Жостова одним из его первых историков: "Лучшими живописцами считаются те, которые наряду с быстротой рук, обладают сильным творчеством: живописец хорош, если у него в голове "и воздух, и вода, и лазурь (azure, the sky) поднебесная, и струя (stream of light), что с нёба идёт", если он не задумывается нарисовать и "тигру", и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор; пусть всё это будет не согласно с природой, пусть нёбо будет зелёное, деревья красные. Это разнообразие таланта поднимает акции мастера".

Хрустальный лак

Наши старики по Тагилу да по Невьянску тайну одну знали.

( )

( )

Для красоты они рисунки в железо вгоняли (painted on metal surfaces). Ремесло занятное и себе не в убыток (profitable). Поделка из дешёвых, спрос (demand) на неё большой, а знающих ту хитрость мало. Семей десять по Тагилу и столько же по Невьянску. Они и кормились от этого (earned their living by this craft) ремесла. И неплохо кормились.

Дело по видимости (at first sight) простое. Нарисуют что-либо на железном подносе, либо того проще - вырежут картину, наклеят её и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно (the minutest details), и станет та картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймёшь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом её не берёт.

Сила мастерства, значит, в этом лаке и состояла.

Такой лак, понятно, не в лавках (in shops) покупали, а сами варили. А как да из чего, про то одни главные мастера знали и тайну эту крепко держали.

Назывался этот лак, глядя по месту, либо тагильским, либо невьянским, а больше того - хрустальным.

Слух об этом хрустальном лаке далеко прошёл и до чужих краёв, видно, докатился (had reached).

И вот объявился в здешних местах проезжий барин. Стал он будто заводы да рудники осматривать, а сам допытывался, как лак варят. Ну а мастера местные начальство сердить не хотели, ему отвечали: "Варим на постном масле, берём столько-то того, столько-то этого ... А время замечать надо, а то ничего не получится". С тем и уехал... а про время мало любопытствовал.

()

А вскоре объявился в Тагиле новый приезжий по прозванью Фёдор Фёдорович, но из таких, с коими один на один спать остерегайся (be careful not to).

Дел у него нет, а всё про подносы у мастеров расспрашивает, ну всё до тонкости узнаёт. И нашёл он подход (gained the confidence of) к мастеру Артюхе Сергачу, который тайну с лаком не хуже других знал, а был мужик задорный (cunning). И вот сговорились они с барином, что Артюха сварит на глазах у барина лак и покроет двенадцать подносов... В свидетели они взяли деда Мирона, барин и деньги ему отдал, на которые они спорили...

И повёл Артюха барина в баню, сказал, что там будет подносы лаком покрывать. Баня жарко натоплена (heated) была. Барин не выдержал, выбежал, а вскоре и Артюха вышел и говорит: "Шесть часов для просушки". Когда время пришло, сдал Артюха при деде Мироне барину подносы, а тот ему деньги отдал и уехал.

Сергач собрал всех мастеров тагильских да невьянских, отдал им деньги со словами: "Вот разделите без обиды". И рассказал он мастерам, как он с барином в баню ходил и как лак тогда в бороде прятал.

предыдущая главасодержаниеследующая глава

Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st031.shtml



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Понадобилась жостовская роспись? Обращайтесь к нам Смотреть плетение косичек с короткими волосами

Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись Технология роспись жостовская роспись

Похожие новости