Закрыть ... [X]

Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями

 
2) подход свободного выбора: соотношение волевых процессов  с проблемой осуществления выбора (И. Кант, У. Джемс основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект, С.Л. Рубинштейн Выбор как одна из функций воли;
 
3) регуляционный подход: соотношение воли с функцией  осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.
 
 
 
 
 
Волевая регуляция  человеческого поведения
Воля и ее сила проявляются  в волевых действиях (поступках  человека). Волевые действия, как  и вся психическая  деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с  функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых  действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.
Воля обеспечивает две  взаимосвязанные функции —  побудительную  и тормозную, проявляясь в них  в виде волевого действия. В связи  с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозящую. Побудительная функция  способствует активности человека не по факту (как  реактивная), а на основе специфики  внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная  функция воли проявляется в сдерживании  нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функция составляют содержательную основу процесса волевой регуляции.
Волевая регуляция поведения  человека в ее наиболее развитом виде — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и  поведением.
Среди уровней психической  регуляции выделяются следующие:
непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
волевая регуляция (высший уровень  произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
В результате волевой регуляции  возникает волевой акт. Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким  актом можно, например, считать идеомоторный акт: способность одной мысли  о движении вызвать само движение. Более сложный волевой акт  связан с преодолением так называемой конкурирующей идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.
Самый сложный волевой  акт — такой, при котором путем  преодоления внутреннего и  внешнего сопротивления сознательно  принимается, а затем осуществляется принятое решение. К сложным волевым актам  относятся, например, отказ от вредных  привычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт  не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления  требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты — наивысший показатель волевого человека. Еще одним отличием волевого человека от человека привычки является наличие у первого развитых волевых качеств.
Волевые качества подразделяются на три категории: первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка); вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность); третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества — категория  динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые  качества нередко направляются не столько  на овладение обстоятельствами и  их преодоление, сколько на преодоление  самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Все достижения человека и  человечества в целом не обходятся  без участия воли, волевой регуляции  поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют  несколько существенных фаз:
1) возникновение побуждения  и постановка цели;
2) стадия обсуждения и  борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение.
Ключевыми понятиями 1—3-й фаз являются влечение и желание. Влечение — это неосознанная потребность, а желание — осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения. Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие.
Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для  волевого акта чувство ответственности  за действие. Процесс принятия решения  достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как решимость человека, степень которой зависит от следующих факторов:
наличия разумных оснований  для осуществления волевого акта;
динамики и силы внешних  обстоятельств, определяющих шкалу  мотивов;
темперамента и  характерологических  особенностей человека, принимающего решение.
Заключительной фазой  волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение —  это не значит сразу его выполнить.
Исполнение решения очень  тесно связано с такой  категорией, как время. Если исполнение откладывается  на значительный срок, то речь идет о  намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется  волевое усилие.
Волевое усилие — это  форма эмоционального стресса, мобилизующего  внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит  от следующих факторов:
мировоззрения личности;
моральной устойчивости;
наличия общественной значимости целей;
установки по отношению к  действию;
уровня самоорганизации  личности.
Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры  личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.
Знание механизмов волевой  регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие воли у человека
Воля — одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с  тем можно развивать в течение  жизни. Диапазон сильной воли столь  же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить  спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей  с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля — это склонность человека приписывать ответственность  за результаты действия внешним или  внутренним силам. Интерналы чаще всего  чувствуют личную ответственность  за свои действия, объясняя их своими личностными  особенностями, поэтому они стремятся  работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать  свою волю. Экстерналы же все стараются  объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность  и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой  тренировки.
Человек, желающий владеть  собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и  качества (например, страх и лень), может путем тренировки усилить  свою волю и увеличить спектр своих  возможностей.
Работая над развитием  воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и  С.И. Хохлов. Ознакомимся с этими  рекомендациями.
Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять  их. Принятое решение должно быть выполнено.
Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.
Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить  цели и принимать решения, когда  вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда  не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением  вашего решения.
Поставленная цель должна соответствовать вашим  возможностям. Она будет достигнута при наличии:
волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
определенных знаний и  умений, необходимых для выполнения решения;
развитого того или иного  волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);
времени и средств, необходимых  для выполнения решения.
Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
указан точный срок начала выполнения решения;
точно определен минимальный  объем ежедневной запланированной  работы;
указаны сроки общей продолжительности  работы над чем-либо;
точно указан предполагаемый результат;
указаны средства реализации принятого решения.
Главная цель должна быть разбита  на ряд промежуточных. Необходимым  условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в  качестве составной части в значимые для нас и реально действующие  мотивы.
Таким образом, от осознания  значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и  дальних перспектив зависит ее побудительная  сила.
Для успешного претворения  в жизнь наших планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.
Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие  для осуществления программы  самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и  необходимо для ее формирования в  целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение:
Воля – свобода выбора. Изложенные подходы к пониманию  сущности воли отражают различные ее стороны и обозначают различные  функции. Воля – это психологический  механизм, позволяющий человеку сознательно  управлять своим поведением, выраженном в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Также есть качества, связанные с морально – ценностными ориентациями: ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность; сюда также можно отнести те качества в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Список литературы:

Рогов С.И. Общая психология. — М., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.
Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.
Психология и педагогика: Учебное пособие. Автор/создатель: Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В.

 
и т.д.................


Наименование:


реферат Общее понятие о воле. Теории воли

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Реферат
По дисциплине «Психология»
На тему:
Общее понятие  о воле. Теории воли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание:

Введение………………………………………………………… ………...1
Общее понятие о воле…………………………………………………….2
Теории воли……………………………………………………………….7
Волевая регуляция человеческого поведения………………………….11
Развитие воли у человека………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………… ………….19
Список литературы…………………………………………………… …20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общее понятие  о воле.
Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности  на пути к намеченной цели. Если, например, человеку не хочется пить горькое  лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять  назначенное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему  дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное  желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных  ситуациях общения. Например, человек  нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для  данной ситуации психологическую маску; и как результат добиваемся своего.
Чаще всего человек  проявляет свою волю в следующих  типичных ситуациях:
необходимо сделать выбор  между двумя или несколькими  одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;
несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;
на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
Иными словами, воля (ее наличие  или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля— это
сознательное преодоление  человеком трудностей на пути осуществления  действия.
В качестве основных функций  воли выделяют:
выбор мотивов и целей;
регуляцию побуждения к действиям  при недостаточной или  избыточной их мотивации;
организацию психических  процессов в систему, которая  адекватна выполняемой  человеком  деятельности;
мобилизацию физических и  психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления  препятствий.
Воля как феномен человеческой психики еще в античности привлекала внимание мыслителей. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий  науки о душе для того, чтобы  объяснить, каким образом поведение  человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Однако мыслители античности, а позднее  и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие воля поглощалось понятием логика;. По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.
В период средневековья существовал  обряд экзориса — изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался  лишь как пассивное начало, в котором  воля проявлялась в виде добрых и  злых духов (порой даже персонифицированных). Такое понимание воли было обусловлено  тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в  поведении. С.И. Рогов отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например шаманом — человеком, который общается с духами предков; кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла; разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.
Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных  ценностей которой является свобода  воли. Появляется новое мировоззрение  — экзистенциализм, философия существования, согласно которому свобода — это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.
В России интересную трактовку  воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как инстинкт (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.
Много споров возникло и  возникает по вопросу сознательного  или бессознательного происхождения понятия воля.
Сторонники идеалистических  воззрений истолковывали как  феномен воли присущую человеку способность  к самостоятельному выбору цели и  способов ее достижения. Способность  же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали  как результат действий стоящей  за этими актами иррациональной силы.                 
В свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все  психические проявления человека.
Психоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая  энергия человека, превращенная в  психическую. Фрейд отождествлял эту  энергию с психосексуальной энергией полового влечения — бессознательным  либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала окультуренными проявлениями этой жизнеутверждающей силы (Эрос), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти (Тантос).
Сторонниками теории о  воле как об особой над природной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс.
Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется  с божественным началом в мире: Бог — исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей  по своему усмотрению.
Материалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую  материальную основу в виде нервных  мозговых процессов. Волевые или  произвольные действия развиваются  на основе непроизвольных движений и  действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К  этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные  общей цели реакции. В противоположность  непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.
Материальной основой  произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных  в одном из слоев коры мозга  в области передней центральной  извилины. В этих клетках зарождаются  импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины  возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта), возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга.
Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно  дополнило материалистическую концепцию, доказывая условно-рефлекторную сущность воли.
Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным  направлениям: в бихевиористски ориентированной  науке изучаются определенные формы  поведения, в психологии мотивации  в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и  исследовании соответствующих волевых  характеристик личности. Вместе с  тем современная психология стремится  придать науке о воле интегративный  характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теории Воли
1.       Гетерономные  теории сводят волевые  действия  к сложным психическим  процессам  неволевого характера - ассоциативным  и интеллектуальным процессам.  Эббингауз: воля - инстинкт, который  возникает на основе  обратимости  ассоциаций или на основе так  называемого "зрячего  инстинкта", сознающего свою цель. И. Гербарт:  волевое действие  ассоциируется  со сложной комбинацией  интеллектуальных  психических процессов ®  сначала  возникает импульсивное  поведение,  затем на его основе  актуализируется  действие, вырабатываемое на основе  привычки, а уже после этого  - действие, контролируемое разумом,  т.е. волевое действие. Согласно  этой точке зрения, каждый поступок  является волевым, т.к. каждое  действие разумно. Позитив:  включение  фактора детерминизма в  объяснение  воли (уходят от спиритуализма). Минусы: воля не субстанциональна, не  имеет собственного содержания  и актуализируется только в  случае необходимости; не  объясняют  явлений произвольности  действий, феномен внутренней свободы,  механизмов  образования волевого действия  из не-волевого.
 
2.       Аффективная  теория воли В. Вундта. Вундт  резко возражал против попыток  выводить побуждение к  волевому  действию из интеллектуальных  процессов. Он объясняет волю  с помощью понятия аффекта.  Самое существенное для  возникновения  волевого процесса - активность внешнего  действия, которое непосредственно  связано с внутренними  переживаниями.  В простейшем волевом акте  Вундт выделяет два момента:  аффект и связанное с ним  действие. Внешние действия направлены  на достижение конечного  результата, а внутренние - на изменение других  психических процессов,  включая  эмоциональные. Волевой  процесс  – аффект (сложное чувство), эмоциональный  процесс, связанный с  действием,  которое может прекратить  данный  процесс. Волевые процессы –  обычные психические процессы, когда они управляемы и представлены в сознании. Два аспекта волевого процесса: объективный (связан с предметом) и субъективный (связан с отношением к содержанию). Предметное содержание волевого процесса – его мотив. Субъективный аспект – побуждающая сила мотива. Процессы, у которых только один мотив, - импульсивные, совершаются без задержки. Если мотивов больше, то это действие произвольно. Воля – проблема произвольности действия, проблема борьбы мотивов.
 
3.       Теории  автономной воли объясняют  этот  психический феномен исходя из  законов, заложенных в самом  волевом действии. Все теории  автономной воли можно  разделить  на три группы:
 
1)       мотивационный  подход: воля, так или иначе, объясняется  с помощью категорий  психологии  мотивации. В свою очередь он  делится на:
 
O   теории, которые  понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу (Э. Гартман и А. Шопенгауэр) Воля - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Г.И. Челпанов считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.
 
O   теории, рассматривающие  волю как начальный момент мотивации действия Т. Гоббс, Т. Рибо она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. К. Левин Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций) воля обладает способностью побуждать действия.
 
O   теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия. Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания. Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию. Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия. Л.С. Выготский преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.
Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-167991


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Перечислите качества, принадлежащие волевому человеку - на Как сшить шапку шлем выкройка

Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями Волевые качества связанные с морально-ценностными ориентациями

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ